Каким ядом отравился сократ

Во все времена власть не любила инакомыслящих людей, таким был великий философ античности — Сократ. Его обвинили в растлении молодежи и вере в новых божеств. В этой статье мы поговорим о том, как жил и как умер Сократ.

В представлениях Сократа город Афины — обленившийся сильный, но тучный от обильного питания конь, которого нужно все время дразнить, не давать покоя. Таким оводом, дразнящим животное, он видел себя. Он считал, что Господь приставил его к жителям Афин, чтобы путешествовать и общаться с ними постоянно, уговаривать их жить полной жизнью, укреплять в каждом из них веру в себя и Господа. Рассуждать о нравственной философии он был готов с любым прохожим и в любое время.

image

Внешность Сократа

Есть сведения о том, что один известный в те времена физиономист, когда познакомился с философом, прочел на его лице не очень лестные на то время признаки. Он сказал Сократу, что у него чувственная натура и склонность к порокам. Внешность у философа действительно была такая, которую в те времена считали признаком склонности к прелюбодеяниям. Он был невысок, но широк в плечах, слегка полноват, имел бычью шею, выпуклые глаза, полные губы. Это все, по мнению физиономиста, было признаком низменной натуры. Когда он сказал об этом Сократу, окружающие осудили специалиста по физиогномике. Сократ же, наоборот, заступился за человека и сказал, что он является настоящим профессионалом, ибо у него действительно от природы развито чувственное начало, но он не сумел обуздать его. Сократ поведал людям, что сам изваял свой образ и развил огромную силу духа.

image

Сократ — честный гражданин

Имея, как и все граждане, определенные обязательства перед семьей, городом, страной, Сократ всегда выполнял их добросовестно. Оно почитал общественный закон, но старался поступать ответственно и отличался тем, что всегда высказывался собственное мнение. К примеру, когда он был в составе суда, где присяжных было около 500 человек, он один не согласился с вынесением смертного приговора стратегам, которые выиграли битву при Аргинусах. Их обвинили в том, что они не похоронили тела погибших в битве воинов.

Сражаясь в Пелопонесской войне, он проявил себя как очень мужественный воин. Два раза он рисковал жизнью, чтобы спасти своих товарищей. Таких подвигов на счету у Сократа множество, но он никогда не кичился ими. Он считал, что это называется “жить по совести”.

image

Забота о душе

Первостепенным для Сократа была душевная чистота, он пренебрежительно относился ко всему мирскому. Ему не нужно было богатство, власть, он мало думал о физическом здоровье и мнении окружающих. Сократ считал, что все эти вещи вторичны. На первый план у него всегда выходила душа.

Обвинение Сократа

К сожалению, он закончил свои дни трагически. Далее поговорим о том, каковы причины и обстоятельства смерти Сократа. Трое граждан Афин обвинили его в том, что он учит молодежь не признавать богов, которым поклоняются в Афинах, и рассказывает юному поколению о каких-то новых гениях. Людей, которые обвинили Сократа, звали так:

  • Мелет (поет);
  • Анит (владелец кожевенных мастерских);
  • Ликон (оратор).

Граждане требовали смертной казни для него. Нельзя сказать, что обвинение не имело оснований. Сократ действительно учил молодежь пользоваться собственным разумом и не уповать полностью на волю богов, как тогда было принято. Но таким образом он лишал родителей и учителей авторитета, подрывал устои традиционного воспитания афинян.

image

В кого верил Сократ?

Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться все же, в кого он веровал. По его словам, внутри него жил демон, который подсказывал ему, как жить, оберегал его от совершения неправильных поступков. Поэтому поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев, у него была собственная мораль, которая не приносила никому зла, но шла вразрез с тем, к чему привыкли жители Афин. Если говорить кратко, причиной смерти Сократа было инакомыслие, хоть оно и не приносило никому горя, власть и жителей города это не устраивало.

image

Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с любовью относился к людям, считая их неразумными детьми. Себя же он отождествлял со старшим братом или отцом. Он не злился на приговоривших его к смерти, но до последнего момента пытался поведать судьям истину.

Сократ в суде

В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.

Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.

Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.

На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя. Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян.

В чем героизм смерти Сократа? В зале суда афинский философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства ,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.

История смерти Сократа

Перед тем как приговор привели в действие, Сократ пробыл в тюрьме еще 30 дней. Многим покажется самым страшным именно ожидание, но Сократ переносил это стойко, считая, что нет ничего страшного в смерти.

Почему пришлось ждать так долго?

Дело в том, что суд вынес решение тогда, когда жителями Афин было послано судно с ритуальными дарами на остров Делос. Пока корабль не вернулся в родной город, они не могли никого казнить.

Отказ от побега

Так как период ожидания затянулся, друзья философа искали выход из сложившейся ситуации, ведь они любили Сократа и считали приговор страшной ошибкой. Не раз за этот месяц они предлагали ему организовать побег, но тот категорически отказывался. Вот в чем героизм смерти Сократа. Он посчитал, что раз так случилось, то на это воля Божья.

Описание смерти Сократа

Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.

После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.

Выводы, сделанные после смерти Сократа

Вот вы и узнали о том, как умер Сократ. Его гибель подкосила европейский дух. Для мыслящих европейцев она стала знаком беды и торжества несправедливости. Величайшие умы того времени, такие, например, как Платон, стали задумываться, насколько несовершенен тот мир, который убил такого праведника, как Сократ. Именно Платон сделал вывод о том, что должен существовать более совершенный занебесный мир, в котором и должна жить такие добродетели, как Сократ.

Вывод

В этой статье вы узнали, как умер Сократ. Он является символом стойкости духа и собственных убеждений. Когда философу сказали, что афиняне его осудили на смерть, то ответил, что их к смерти давно приговорила сама природа.

Академик РАМН С. ГОЛИКОВ и доктор медицинскихнаук Г. ГУРЬЯНОВ (Институт токсикологии Минздрава России, С.-Петербург).

Кто не знает известное изречение Сократа, давно уже ставшее афоризмом, – “Познай самого себя”. О нем вспоминаешь всякий раз, когда смотришь на изображение древнегреческого философа – будь то скульптура или картина: высокий лоб, умный, проницательный взгляд, во всем его облике – сила и простота мудрого человека. Но о чем думал Сократ в трагический момент своей жизни, когда в 399 году до н. э. по приговору суда в афинской тюрьме выпил кубок с ядом? Каких глубин самопознания достигло в эти минуты мышление великого философа? Известно, что его последними словами были: “Мы должны принести Асклепию в жертву петуха, сделайте это немедленно”. В них явно звучит сократовская ирония: Асклепий, бог врачевания в Древней Греции, не должен быть причастен к отравлению.

Обстоятельства смерти Сократа описаны в нескольких исторических источниках. Все, как известно, началось с того, что Мелит, слывший в Афинах поэтом, предъявил обвинения Сократу, будто бы нарушившему закон, пытаясь исследовать то, что под землей, и то, что в небесах, “выдавая ложь за правду и научая тому же других”. Обвинили его и в нарушении благочестия, и в отрицании признаваемых афинянами богов и введении новых, и даже в том, что он приемлет демонические знамения. Об этом было сказано во всеуслышание, скрытый же мотив обвинений заключался в ином: умные, резкие и ироничные высказывания Сократа подрывали афинскую рабовладельческую демократию.

Это доказывает и ход голосования в суде. Когда судьи в первый раз решали вопрос о виновности Сократа, то лишь незначительное число голосов было подано против него. Однако вторая речь Сократа – о мере наказания, полная насмешек над традициями афинского полиса (а Афины тогда были городом-государством) и не выражавшая раскаяния, привела судей в негодование, и подавляющим большинством голосов Сократа приговорили к смерти.

Философ встретил приговор с поразительным спокойствием. В тюрьме он держался мужественно, вел свои последние беседы с учениками. Через месяц после заключения он получил кубок с ядом, который должен был выпить. Смерть своего учителя философ Платон описывает следующим образом:

“Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?” – спросил Сократ у тюремщика. Тот ответил: “Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь и тогда яд будет продолжать свое действие. ” Сократ опорожнил кубок и стал ходить, пока не почувствовал тяжесть в ногах, затем лег на спину. Служитель сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ отвечал: “Нет”. Служитель надавливал все выше и выше и показал, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда живот сделался совершенно холодным, Сократ произнес свои последние слова о жертве богу врачевания Асклепию.

По свидетельству учеников Сократа, его отравили цикутой – довольно распространенным в Греции ядовитым растением (так говорится о смерти древнегреческого философа и в современных энциклопедиях и справочниках). Цикута в те далекие времена относилась к ядам, которым широко пользовались в злонамеренных целях. Жертва, принявшая этот яд, испытывала чувство смятения и страха. Но ею травились и нечаянно, от нее, случалось, погибал домашний скот.

Известны слова римского философа-стоика и политического деятеля Сенеки, жившего четыре века спустя: “Цикута сделала Сократа великим”. Вряд ли это справедливо. Во всяком случае сегодня мы вспоминаем о цикуте лишь в связи с именем одного из величайших мыслителей античного мира. Не цикута сделала Сократа великим, а Сократ обессмертил “кубок с цикутой”, которым, кстати, в Древней Греции пользовались и до, и после. По иронии судьбы и сам Сенека погиб от яда этого растения. О цикуте, как орудии мести, упоминают в своих сочинениях античные авторы – Гомер, Гораций, Аристофан. Аристофан сравнивает отравление цикутой с дорогой, “ведущей в ад через замерзание”.

Итак, казалось бы, все исторические свидетельства указывают на цикуту. И тем не менее по поводу яда, который принял Сократ, у специалистов-токсикологов до сих пор есть большие сомнения. Ядовитый настой был приготовлен не из цикуты, считают они, а из болиголова (ботаники, относя и цикуту, и болиголов к одному семейству зонтичных, считают их самостоятельными видами растений). Такую точку зрения высказывают токсикологи, которые хорошо знают, каким действием обладает содержащийся в болиголове кониин (от латинского названия болиголова – кониум).

Об этом же говорят и симптомы отравления, о которых вспоминают современники Сократа, тот же Платон. Скорость развития интоксикации, потеря чувствительности, мышечные параличи – неоспоримо свидетельствуют: причиной смерти Сократа стал болиголов, точнее – содержащийся в нем алкалоид кониин. Цикутотоксин – действующее начало цикуты – проявляется по-иному, он вызывает сильные судороги. О них же никто не упоминает, говоря о последних минутах великого мыслителя.

Но почему тогда античные источники прямо указывают на цикуту, погубившую Сократа? По-видимому, в те далекие времена цикутой называли оба вида ядовитых растений. Это предположение подтверждает и тот факт, что в период возникновения токсикологии как науки, получившей наибольшее развитие в Германии, эти два растения были объединены общим названием – цикута, хотя болиголов был определен как пятнистая цикута, а вех ядовитый как водяная цикута. Это, кстати, привело к неточностям даже в специальной литературе. Так, например, Н. П. Кравков в своем широко известном “Курсе фармакологии”, приводя правильное латинское название “цикута вироза”, называет ее болиголовом. Во избежание путаницы в современных книгах по токсикологии сделаны соответствующие оговорки (например, в справочнике “Острые отравления” 1970 года при описании цикутотоксина, получаемого из водяной цикуты, сделано очень важное предупреждение: не путать с пятнистой цикутой, содержащей кониин).

Болиголов, как уже говорилось, относится к семейству зонтичных подкласса розидов. Активное токсическое начало в наибольшем количестве содержится в корнях – до пяти процентов. А поскольку время суда над Сократом – “Посейдон” – соответствует осенне-зимнему периоду, можно предположить, что для приготовления содержимого кубка пользовались либо засушенными плодами, либо корнями болиголова. Следовательно, концентрация яда в том количестве растения, которое было растерто в ступке, соответствовало примерно пяти процентам. Современная клиническая токсикология может сказать, сколько потребовалось растения и какого размера был кубок, предназначенный Сократу: для получения достаточно крепкого настоя было необходимо добавить не менее полулитра воды. “Кубок Сократа” был довольно внушительным.

Содержащийся в болиголове кониин обладает курареподобным действием, однако, в отличие от кураре, спектр токсических эффектов кониина значительно шире. Ему, например, присущи некоторые свойства никотина и кокаина. С никотиноподобным действием кониина связаны такие симптомы, как депрессия, сонливость, нарушение зрения и слуха, повышенное слюноотделение. Однако главная особенность кониина – сильное воздействие на нервно-мышечную передачу, ее блокировка. Об этом и писал Платон, рассказывая о смерти своего учителя. Кстати, кониин – первый в мире алкалоид, полученный синтетическим путем химиком Ладенбургом в 1886 году.

Что заинтересовало современных фармакологов и токсикологов в легенде о “кубке Сократа”? Прежде всего, стремление внести ясность в вопрос о том, чем же был на самом деле отравлен Сократ? И второе. В конце XIX – начале ХХ века кониин использовался в медицине как анестезирующее вещество местного действия. В настоящее время в целях терапии он уже не применяется. Почему же тем не менее кониин до сих пор представляет интерес для токсикологов? А дело в том, что самые ядовитые вещества – токсин ботулинуса, батрахиотоксин, ингибиторы холинэстераз – оказывают воздействие на области нервно-мышечного соединения, синапсы. Иначе говоря, у них та же точка приложения, что и у кониина. Но чем объяснить, что нервно-мышечный синапс оказался самой уязвимой мишенью для действия ядов – загадка для современной науки, хотя и ведет она свое начало с легендарного “кубка Сократа”.

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за “введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе”, то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить “государственный яд” – цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: “. Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло.

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место. И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи”.

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь – трудное и мучительное дело.

“Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся”.

Комментируя идеи великого грека, исследователь античной философии В. Нерсесянц пишет: “Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что “мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать”. Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело – темница души (эта идея принадлежит Филолаю) и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью.

Поэтому смерть – освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди – часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая таким образом лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.

Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, на его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени.

. Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было – в перспективе – видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: “Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти”, – он спокойно ответил: “А их к смерти осудила природа”.

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: – Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: “Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте”. Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: “Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил – и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой – что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: “О, Критон, я должен Асклепию петуха”.

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: “О, Критон, жизнь-это болезнь!” Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это – тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом !”

Мудрец Востока сказал: “Счастливый человек должен быть готов к приходу черных дней. И когда они придут, пусть мысль о том, что все хорошие и великие люди тоже страдали, укрепит его”.

На картине, иллюстрирующей сегодняшний афоризм, мы видим изображение момента принятия Сократом яда в тюрьме для выполнения несправедливого приговора Афинского суда.

Почему Сократ так спокоен при принятии яда, процесс воздействия которого на тело только что объяснил всем палач, принесший яд? — Ответ очень прост — Сократу было совершенно ясно, что смерти как умирания сознания на самом деле нет.

Приведу небольшой фрагмент из Википедии и работы Платона о смерти Сократа:

«Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем, как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге “Федон”, целиком посвящённом последнему дню Сократа. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа после принятия им яда:

Сократу совершенно ясна была бесконечность жизни человеческого сознания. Он знал, что не умрет, но изменится! И вместо жизни в плотном, физическом теле он перейдет к продолжению жизни в тонком теле в Высшем Тонкоматериальном Мире.

Сократ понимал, что Высший Мир, в который он перейдет после смерти тела будет соответствовать текущему состоянию его энергетического сознания. Поэтому зачем ему было портить какими-то волнениями состояние своего сознания? Ведь лучше было возвысить состояние Радостью Освобождения от жизни в физическом теле.

Сократ не является самоубийцей! Решение об убийстве его физического тела принял не он, а несправедливый Афинский суд. Поэтому никакого тяжкого греха самоубийства Сократ не совершает. И не грозит ему попадание в очень темные тонкоматериальные миры, наполненные страданиями, что ожидает каждого самоубийцу.

Сократ вел очень Чистую и Высокодуховную Жизнь, потому что руководствовался обычно не своими собственными рассудочно-интеллектуальными соображениями о Добре и зле, Истинном и ложном, как окружающие его люди.

Основное отличие мышления Сократа от обычных людей заключалось в том, что Он обычно внимательно прислушивался к подсказкам какого-то достаточно Чистого и Мудрого Тонкоматериального Существа, которого он называл Даймоний (на греческом “Божественный”). Поэтому, естественно, Сократу не нужно было опасаться попадания после смерти физического тела в какие-то затемненные или адские миры.

Вполне возможно, что этот Даймоний, помогавший Сократу правильно пройти по жизни, был кем-то из Учеников Великих Учителей, умевших действовать через сознание Чистого Человека с медиумистическими способностями.

Это предположение обосновывается тем, что Сократ должен был стать Учителем Великого Философа Платона, а кроме этого тем, что уровень энергетического сознания Даймония во времена Сократа был примерно на Ступени Мощного, а в настоящее время Даймоний находится на воплощении, и его аура в плотноватых талических вибрациях, хотя Сила Духа проявлена.

Почему же Ученики и Последователи Сократа, изображенные на картине, горюют? — Скорее всего, потому что по-прежнему ясно не осознают бесконечность жизни энергетического сознания человека.

Еще одна причина страданий Учеников и Последователей Сократа может быть обусловлена тем, что они недостаточно искоренили свой эгоизм и свое себялюбие. Поэтому им печально оттого, что они лишаются такого Мудрого Учителя, Советами и Наставлениями которого они привыкли пользоваться.

ДЕРЗАЙТЕ все настолько осознать бесконечность жизни Высшего Эго, или Истинного Я, чтобы вы были готовы в любой момент покинуть свое физическое тело (разумеется, не через самоубийство), не боясь перехода в Тонкоматериальные Миры.

Читайте также:

Ссылка на основную публикацию
Похожее