Брат александра 3 умерший от туберкулеза

Воспитание монарха

День рождения первого мальчика в семье цесаревича Александра (будущего императора Александра II) праздновали не только члены венценосной семьи, но и бедняки двух столиц. В честь появления на свет наследника молодые родители сделали щедрый подарок. Они пожертвовали 20 тысяч рублей, которые пошли для милостыни беднейшим жителям Петербурга и Москвы, а также для выкупа неоплатных должников.

Близкие с первых дней жизни окутали ребенка вниманием и любовью. По воспоминаниям современников, мать малыша – Мария Александровна – любила лично заниматься воспитанием сына. Несмотря на то, что за годы брака она родила на свет восьмерых детей, Николай считался ее любимцем.

image

Николая с малых лет готовили к тому, что он станет императором. Его воспитателем был Сергей Григорьевич Строганов, человек с блестящим образованием, сенатор, флигель-адъютант императора Николая I. Преподавателями Николая были русский правовед, один из основоположников конституционного права России Борис Чечерин, профессор Московского университета, историк Сергей Соловьев. Оба отзывались о своем ученике, как о способном юноше.

image

А Чечерин отмечал, что он способен стать самым образованным и либеральным монархом не только в русской истории, но и во всём мире.

Когда Николаю было 12 лет, он стал официально считаться наследником престола: после смерти деда, Николая I, власть перешла в руки его отца – Александра II.

Претендентки на сердце цесаревича

Со временем помимо образования и воспитания родных Николая стал волновать вопрос, кто сможет составить ему достойную партию, став в перспективе русской императрицей и продолжательницей династии Романовых.

Его матери Марии Александровне была по душе кандидатура дочери принца Ольденбургского – Екатерины Фредерики Паулины. Девушка была внучкой императора Павла I и приходилась цесаревичу троюродной сестрой. Она была миловидна, хорошо воспитана и имела репутацию особы с патриотичными взглядами. Принцесса увлекалась русской литературой: читала Пушкина, Тургенева, Лермонтова.

Мария Александровна уже видела ее своей невесткой, мечтая забрать к себе во дворец, но мать девушки – Терезия Нассауская – была против. Она недолюбливала супругу Александра II и, по воспоминаниям современников, не отличалась нежными чувствами к дочери.

image

Граф Сергей Шереметев, считавшийся другом Екатерины Фредерики, писал, что эта ситуация была очень болезненной для девушки, так как та успела полюбить Николая.

Для цесаревича была подобрана другая невеста. Ею стала Мария София Фредерика Дагмар, дочь короля Дании. Во время своего заграничного путешествия жених несколько недель пробыл в Дании, общаясь с миниатюрной принцессой. Проникнувшись взаимной симпатией, молодые люди поставили родных в известность, что намерены сочетаться законным браком. 20 сентября 1864 года, в 21 день рождения Николая, состоялась помолвка.

По письмам того времени можно судить, что цесаревич был полон надежд на счастливое будущее, несмотря на периодические приступы надвигающейся болезни.

Но вскоре сильные боли в спине заставили Николая Александровича слечь в постель. Первое время врачи не могли поставить ему правильный диагноз, предполагая, что имеют дело с простым ревматизмом. Лишь когда появились сильнейшие головные боли специалисты пришли к выводу, что у него туберкулезный менингит.

В Ниццу в начале апреля 1865 года выехал его отец Александр II c сыновьями Владимиром и Александром. К постели умирающего устремилась и его невеста с матерью. Они успели попрощаться с ним. 12 апреля после четырехчасовой агонии Николай умер.

Граф Шереметев писал, что она так и не смогла отправиться от этого горя.

Скоропостижная смерть Николая стала ударом и для принцессы Ольденбургской. Летом 1866 года 19-летняя девушка умерла в Штирии от чахотки.

Русская императрица

После смерти жениха Мария София Фредерика очень сблизилась с его братом Александром, с которым познакомилась у постели умирающего. Александр Александрович, который после гибели брата стал первым претендентом на престол, был покорен хрупкой красавицей.

В июне 1866 года в Копенгагене он обвенчался с ней, а в 28 октября 1866 года женился в Большой церкви Зимнего дворца.

После принятия православия принцесса Дагмар стала именоваться великой княгиней Марией Фёдоровной, а после восшествия ее супруга на престол – русской императрицей.

В этом материале мне хочется не только подробнее рассказать о судьбе старшего сына императора Александра II – цесаревича Николая Александровича, так и не ставшего императором Николаем II, но и представить все его портреты.

Георг Ботман Портрет Великого князя Николая Александровича в зимней венгерке лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. 1868 г.

Первой воспитательницей (считайте – няней) великого князя стала Вера Николаевна Скрипицына, когда мальчику исполнилось пять лет, он был передан на воспитание бывшему директору Пажеского корпуса генерал-адъютанту Николаю Васильевичу Зиновьеву и его помощникам — генерал-майору Гогелю и полковнику Н. Г. Казнакову.

Надо отметить, что для цесаревича-наследника была собрана целая воспитательная школа, хотя первоначально определенной системы воспитания выработано не было, да и иногда воспитатели были людьми случайными. Их было так много, что назову лишь некоторых, которые сумели приобрести симпатии и доверие молодого цесаревича и его младших братьев.

Учебной частью заведовал известный филолог, в то время лектор русского языка и словесности в Александровском университете в Гельсингфорсе, Яков Карлович Грот, который самолично преподавал русский и немецкий языки, историю и географию. Кроме этих предметов, Николаю и Александру Александровичам преподавали французский язык, арифметику, чистописание и фехтование.

Наконец, в 1860 году попечителем наследника и полным хозяином в деле его воспитания был назначен попечитель Московского учебного округа, а затем московский генерал-губернатор, генерал-адъютант граф Сергей Григорьевич Строганов.

Летние месяцы великий князь проводил большей частью на Балтийском побережье. В 1856 году он жил летом в Гапсале (ныне Хаапсалу на северо-западе Эстонии), а по возвращении оттуда принимал участие в коронационных торжествах родителей в Москве, после чего в 11 лет стал наследником российского престола. Лето 1857 года Николай снова провел в Гапсале, а в 1858 году совершил поездку в Нарву, Ревель и Гельсингфорс.

8 сентября 1859 года в Зимнем дворце состоялось провозглашение совершеннолетия цесаревича, на котором Николай принес присягу на верность службы. По поводу принесения присяги был издан Высочайший манифест, в котором, в частности говорилось: “Воспитанный в теплой любви к отечеству, в сознании своего долга, Его Императорское Высочество торжественно произнес присягу на служение государству”.

Готфрид Виллевальде Присяга Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича в Георгиевском Тронном зале Зимнего дворца 8 сентября 1859 года. 1861 г.

После торжества Николай устроил прием, на котором принял представителей иностранных держав. Иностранные послы и посланники были очарованы князем и тем, как свободно он вел речь о политике и расспрашивал их о делах их государств. Нужно отметить, что перед приемом Николай прошел целый курс дипломатии под руководством дипломата, а с 1867 года государственного канцлера, князя A. M. Горчакова.

В 1861 году наследник-цесаревич в сопровождении графа С. Г. Строганова совершил первое путешествие по России, он побывал в Москве, Нижнем Новгороде и Казани. В Нижнем Новгороде Николай посетил известную ярмарку, по пути в Казань познакомился поближе с уездами Костромской и Нижегородской губерний.

Сергей Зарянко Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича в казачьем мундире 1865 г.

19 октября 1863 года Цесаревич вернулся в Петербург, а в апреле следующего года было решено отправить его в заграничное путешествие. Кроме научно-образовательных целей, которые были изложены в программе, подготовленной графом С. Г. Строгановым, предполагалось, что юноша, познакомившись с европейскими дворами, сможет сделать выбор невесты.

Государь наследник цесаревич Николай Александрович (сын Александра II) 1865 г.

12 июня 1864 года Николай Александрович в компании графа С. Г. Строганова, флигель-адъютанта полковник О. Б. Рихтера, поручик Лейб-кирасирского полка П. A. Козлова, прапорщика Преображенского полка князя В. А. Барятинского, доктора Н. А. Щестова и наставника Б. Н. Чичерина выехал за границу. Отношения между цесаревичем и свитой были самые непринужденные, разговоры – дружеские и откровенные. Чичерин в своих воспоминаниях писал: “Мы путешествовали, как кружок друзей, разных возрастов, различных положений, но все соединенные общим чувством и общими стремлениями. Центром этого маленького мира был прелестный юноша, с образованным умом, с горячим и любящим сердцем, веселый, приветливый, обходительный, принимающий во всем живое участие, распространяющий вокруг себя какое-то светлое и отрадное чувство”.

Сергей Зарянко Портрет Великого князя наследника цесаревича Николая Александровича. 1866 г.

Первой на пути следования была Германия, наследник посетил Берлин, курорт в Баварии Бад- Киссинген, где в то время отдыхали его родители, Франкфурт на Майне, Ганновер, Швальбах и Эйзенах. Из Германии компания отправилась в Голландию, где в Скевенингене, близ Гаги, ему были предписаны морские купанья. По словам очевидцев, эти купанья повлияли на него отрицательно. Николай объездил все окрестности Гааги, посетил Заандам, где когда-то учился корабельному делу его великий предок.

Наследник цесаревич Николай Александрович с невестой принцессой Дагмарой 1865 г.

30 сентября (12 октября) Николай простился с невестой и отправился к родителям в Дармштадт. Туда же был вызван из Висбадена протоиерей И. А. Янышев, которому следовало перед переходом Дагмары в православие заниматься с ней Законом Божиим. Сам цесаревич обязался обучать принцессу русскому языку и русской истории.

В письме воспитателю любимого брата своего – Александра, Николаю Павловичу Литвинову, Николай писал: “Хорошие я пережил минуты и искренно благодарю Бога, что нашел то, чего так желал, о чем так долго мечтал: любить и быть любимому”. О своей любви и ожидании счастья писал Николай и самому брату Саше.

Болезнь и смерть

Во Флоренции с Николаем случился болевой припадок, он был вынужден лечь в постель. Срочно собранный консилиум итальянских врачей вынес вердикт – у цесаревича острый ревматизм. Только один из врачей высказал предположение, что у больного воспалительный процесс в области позвоночника, но к его мнению не прислушались. После приступа Николай двигался с трудом, боясь возобновления болей, он почти не выпрямлялся и ходил сгорбившись. В течение месяца его лечили массажем, но лечение не принесло облегчения. Тогда было решено перевезти Николая в Ниццу, куда свита с наследником выехала 20 декабря 1864 года.

Новый, 1865 год Николай встретил в Ницце на вилле Дисбах, но ему становилось все хуже и хуже. Вызванные французские светила медицины Райе и Нелатон вообще определили болезнь, как осложнения после простуды, и предписали провести зиму в Ницце. В марте врачи пришли к заключению, что ухудшение происходит от приморского климата, поэтому перевели слабеющего юношу в отдаленную от моря виллу Бермон по соседству с виллой, где жила Мария Александровна.

Кроме того, врачи пришли к заключению, что болезнь запущена и спасения, увы, нет. В этот же день у Николая в полвосьмого вечера началась агония. В предсмертном бреду он вспоминал, произнося слова команд, свою яхту “Увалень”, на которой любил совершать плавания. Все это время от него ни на минуту не отходили невеста и любимый брат Саша. Утверждают, что именно тогда Николай взял с Александра клятву, что тот не бросит Дагмару и после положенного траура женится на ней. Правда это или легенда – неизвестно, но последующие события убеждают, что правда.

25 мая состоялось перенесение тела в Петропавловскую крепость, а 28 мая торжественное погребение в Петропавловском соборе.

Брат цесаревича Александр, будущий император Александр III, своего старшего сына, родившегося через три года после кончины Николая, назвал в его честь. Спустя пятьдесят лет этот мальчик станет последним российским императором Николаем II.

2 марта 1867 года на месте кончины Цесаревича была заложена часовня, построенная в течение года и освященная 26 марта 1868 года в присутствии нового наследника-цесаревича великого князя Александра Александровича. В эту часовню от всех полков, в которых числился Николай Александрович, были принесены иконы.

Мемориальная часовня в Ницце (1868, архитектор Д. И. Гримм).

Собор святителя Николая в Ницце (1912, архитектор М. Преображенский).

9 мая 1874 года перед входом в церковь святого Николая на Выборгской набережной в Санкт-Петербурге был открыт бронзовый бюст цесаревича Николая Александровича, работы скульптора А.М. Опекушина. Памятник был уничтожен вскоре после опубликования большевистского декрета о сносе памятников “царям и их слугам”.

Ссылка на основную публикацию
Похожее